СОШ №19 Средняя общеобразовательная школа №19

Психология

Что нужно делать для того, чтобы правильно воспитать ребёнка?

Психология

Как бы парадоксально это не звучало, в первую очередь нужно заняться собой и своим воспитанием.

Конечно, мы не любим рассматривать под увеличительным стеклом собственные недостатки, нам мешает гордость и непоколебимая уверенность в собственной правоте. Однако если мы сможем перебороть себя и стать лучше, то тем самым построим крепкий фундамент для правильного воспитания наших детей.

Родители — лучший пример для своих детей

Слова без действия — ничто.

Мы можем все уши прожужжать ребёнку о том, как делать не надо.

Но если мы, родители, сами не соблюдаем то, про что говорим, то грош цена нашим словам.

Например, родители запрещают своему ребёнку пить-курить, хотя сами таким образом «расслабляются».

И ребёнок это видит и запоминает.

В его сознании формируется установка: жить как родители — это нормально, это в порядке вещей.

Друзья, если мы желаем добра нашим детям, то нам просто необходимо стать хорошим примером для них.

По другому — никак.

Аналогичным образом обстоит дело с тем, что делать надо. Если мы хотим, чтобы ребёнок читал книги, а сами «читаем» максимум ленту социальной сети, то и из нашего чада вряд ли вырастет образованный и начитанный человек.

Родители — самый наглядный пример для своих детей.

Не будет преувеличением сказать, что поведение родителей — это  один из самых важных аспектов в воспитании ребёнка. Ибо ребёнок в дальнейшем скорее всего скопирует то, как живут его родители.

Фактически, наши дети — это зеркальное отражение наших поступков и моральных принципов. Это отражение нашего образа жизни. Никакие наставления и наказания не окажут такого сильного влияния, как родительский пример.

Но бывает и всё наоборот. Дети, наблюдая за родителями, видят, КАК НЕ НАДО ЖИТЬ. И в своей дальнейшей жизни дети делают всё, что угодно, только чтобы не быть похожими на родителей. К сожалению, так случается редко. Обычно дети с лёгкостью перенимают все деструктивные привычки и установки. Получают, блин, наследство.

Сложно вырастить хороших детей, если мы сами не являемся хорошими. Поэтому самосовершенствование так важно: развиваясь, мы тем самым делаем лучше жизнь наших детей. Так что если мы хотим гордиться своими детьми, то в первую очередь должны жить так, чтобы наши дети гордились нами. Это — лучшее воспитание!

Права и обязанности ребенка в семье

Права ребенка — это представления (как правило, эти представления живут в форме верований) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного «права ребенка» не существует, как в принципе никаких естественно присущих «прав» нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся — и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка. Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки — убери. Можешь помочь маме — помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки. У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется — избаловать.

 

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети.

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут. Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» — Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» — Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать — работать ему или нет. «Это моя жизнь!» — Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов «Пупс», «Младший ученик» и «Старший ученик».

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности. Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может голосовать. То есть он конечно может голосовать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание «Младший ученик». В отличие от Пупса, он может уже всерьез голосовать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться. А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу. С другой стороны, у него появлятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).

Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус «Старший ученик». У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав — он может уже гулять один. Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только голосовать, но и выносить предложения на голосования: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить. А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное — он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми… Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?


А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» — и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

Летние каникулы — конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел. У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок «Дела дня», куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить «Дневник чтения», постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку. Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.

Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: «Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?» Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал. Я решила, что это неправильно, и стала действовать!
Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня. Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом.
Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным — в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали.
Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: «У нас в семье такое правило — кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего». Ваня задумался…
И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: «А кто сегодня будет за старшего?» Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!». Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась.
Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

Совершая ошибки, дети осваивают навыки

Автор статьи: Барбара Колорозо,
книга «Дети этого достойны только потому, что они дети»

Все дети осваивают новые навыки благодаря совершенным ошибкам.

Сортировка белья для прачечной непростая задача для десятилетней Джейн. Ее удивлению и разочарованию нет предела, когда, открывая дверцу стиральной машины, она не обнаруживает белого нижнего белья, полотенец и носок. Все бывшее белым белье имеет неоднородный насыщенно-розовый цвет.

Джейн в недоумении начинает перебирать помещенное в бункер машины белье. Ей кажется, что она не положила в машину ни одной цветной вещи, только нежно-розовую футболку и любимую насыщенно-красную рубашку брата с изображением Майкла Джордона. Бедная девочка получила две проблемы одновременно — окрашенное белое белье и полинявшую любимую красную рубашку брата. Со временем через несколько стирок розовое нижнее белье приобретет белизну, но полинявшая рубашка брата уже никогда не будет насыщенно-красной. Джейн пришлось отдать брату часть собственных сбережений как компенсацию половины стоимости новой такой же рубашки. В следующий раз, устраивая стирку, девочка дважды проверила рассортированное для стирки белье. Джейн — девочка, живущая в семье такого типа, где ошибки воспринимаются как возможность овладения навыком.

Если бы Джейн жила в семьях другого типа, то ее деятельность была бы оценена по-разному. Одни родители в подобной ситуации воскликнули бы: «Что ты наделала? Как ты посмела это сделать? Ты бестолковый ребенок и не можешь сделать ни одного дела хорошо! Посмотри на все это испорченное белье. Ты думаешь, что деньги растут на деревьях или падают с неба в виде дождя? Я больше никогда в жизни не доверю тебе стирку белья. Если мне понадобится сделать что-либо, я никогда не обращусь к тебе за помощью, а сделаю это сама. Подожди, это не все, еще твой брат задаст тебе хорошую трепку!» Вместо решения проблемы родители загоняют собственного ребенка в тупик. Они порождают страх ответственности перед самостоятельными действиями. В этом типе семей ошибки являются непозволительной роскошью. Ошибки требуют порицаний и наказаний.

Другие родители в этом случае скажут: «Дорогуша, это не повод для того, чтобы ты могла расстраиваться. Я помогу тебе справиться с возникшими последствиями стирки. Ты еще очень мала, для того чтобы заниматься хозяйственными проблемами. Нет ничего страшного в том, что мы с тобой поносим розовое нижнее белье, а рубашку брата я поменяю на новую до того, как он сможет это обнаружить». Ребенок получает посыл о том, что он не может самостоятельно решать собственные проблемы и не должен отвечать за совершенные ошибки. Любая ошибка может быть исправлена родителями, и ребенок будет защищен от порицания.

Помня о том, что ошибки совершаются в момент обучения, родители третьего типа стараются поддержать моральное состояние детей и подсказать правильный путь решения проблемы. («Джейн, очень плохо, что так произошло. Я верю в твои силы и ум и знаю, что ты сможешь сделать выводы. Нужно заново перестирать белое белье с использованием отбеливателей, я думаю, что это исправит ситуацию. Как ты думаешь поступить с рубашкой брата?») Джейн получает подтверждение того, что произошла неприятность. Вместе с тем мама дает понять, что возникшая проблема является решаемой и что сама Джейн в состоянии справиться с возникшей ситуацией.

Серьезность и решаемость проблемы часто зависят от родительской точки зрения. Когда все трое моих детей были малышами, я предложила им делать печенье с кусочками шоколада. Я постелила на пол в кухне мат с пластиковым покрытием и дала детям все компоненты, необходимые для приготовления печенья. Можно представить, что представлял собой пол и поверхность расстеленного в кухне мата в самый разгар работы. В это самое время нас посетила соседка: «Дорогуша, видишь ли ты, что творят твои дети? Что за беспорядок они устроили?» Я ответила: «Это не беспорядок, дети помогают мне делать печенье».

Восприятие ситуации зависит от точки зрения человека на существующий вопрос. Я всегда считала, что дети должны знать, как делают хлеб, печенье, как сажают растения и как они произрастают. Мне казалось не правильным представление о печенье по картинкам на красочной коробке. Дети должны представлять, из каких компонентов можно приготовить то или иное блюдо. Если родители позитивно настроены на обретение их детьми новых навыков и на решение различных жизненных проблем, то и дети перенимают этот положительный настрой и идут по жизни со здоровым восприятием действительности.

________________

Родители, а как вы относитесь к ошибкам детей?

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ

Профилактика предэкзаменационного стресса

Стресс. Предэкзаменационный стресс и как его избежать.

Существует целый ряд событий, которые вызывают сильные эмоциональные переживания. Эти переживания не всегда проходят бесследно. Человек может их «проскочить», и тогда они не имеют отрицательных последствий, но может «записать» в своей памяти как негативное переживание. И тогда это переживание начинает подтачивать ваше здоровье, оказывать влияние на ваше состояние, поведение в схожих ситуациях.

Как же чаще всего возникают переживания, которые мы называем стрессовыми, и какие поведенческие реакции они вызывают?

Впервые термин «стресс» появился благодаря канадскому физиологу Гансу Селье. Стрессом он назвал состояние, в котором находится организм, испытывающий неблагоприятное воздействие (stress(англ.) – напряжение). Обычно стрессом называют характерное состояние людей, находящихся под прессом психологических нагрузок и противоречий современной жизни, психологического кризиса личности.

Чем лучше человек умеет приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, тем выше его устойчивость к стрессу. Однако, адаптационные возможности организма не безразличны. Достаточно сильное или достаточно долгое воздействие стрессогенного фактора истощает энергию человека.

Признак того, что вы находитесь в стрессовой для вас ситуации – интенсивное и продолжительное напряжение шейных, плечевых,  лицевых мышц, учащение дыхания, пульса.

Кроме физиологических сигналов, существуют сигналы эмоциональной сферы, связанные с изменением поведенческих реакций. Стресс проявляется в нетерпеливости, спешке. Может ухудшаться память, мысли часто «улетучиваются», перескакивают с одного на другое. Проявлением стресса являются также повышенная нервозность, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость, состояние душевной опустошенности, внезапные вспышки гнева, раздражительность.

Эти и другие психологические и биологические сигналы должны заставить вас задуматься о своем здоровье и образе жизни. Такое состояние, как правило, тяготит, и вы начинаете гадать: в чем же причина? Лишь сознательная оценка своего состояния и изучение причин способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной в сферу рациональную,  что дает возможность достичь внутреннего равновесия и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

К психотравмирующим ситуациям относится и экзамен. Почему? Это очевидно:

Интенсивная умственная деятельность.Повышенная статическая нагрузка.Крайне ограниченная двигательная активность.Нарушение режима сна и отдыха.Эмоциональные переживания.

Все это суммарно вызывает перенапряжение нервной системы и влияет на общее состояние и на сопротивляемость организма. У каждого учащегося экзаменационный стресс развивается, а может и не развиваться, в зависимости от личностных особенностей: характера, темперамента, образа жизни, самооценки, уровня притязаний, межличностных взаимоотношений дома и в кругу сверстников. Для кого-то «ахиллесовой пятой» является ситуация проверки знаний, для кого-то – необходимость самораскрытия, демонстрации своих возможностей. Кто-то страшится неудач, а кто-то боится не соответствовать ожиданиям окружающих, или имеет низкую физиологическую сопротивляемость стрессу. Конечно, есть и такие, кому просто стыдно за свое невежество и слабую подготовку.

Если вам удастся найти типичные только для вас причины, это вполне можно считать успехом, серьезным поводом для того, чтобы быть довольным собой, самого себя похвалить. Одновременно попробуйте насладиться предчувствием того, что вам действительно станет лучше. А дальше? Разработать стратегию и тактику боя со своими слабостями и действовать. Теперь вам важно сохранить здоровье для будущих свершений. А для этого:

Режим дня, как это ни банально.Гигиена помещения. Больше воздуха, света. Уберите все лишнее, чтобы не отвлекаться: математика, так математика, русский, так русский.Ешьте больше витаминов: яблоки, морковка, капуста, как минимум.Через каждые 45 минут занятий – перерыв 5 – 15 минут. Дайте отдых глазам, разомните мышцы шеи, плеч, сделайте несколько упражнений для туловища, подвигайтесь.Умейте расслабляться. Приятные воспоминания, хорошая музыка, ароматная ванна, душ, сладости (но не кофе!).Нарастающее чувство волнения, тревоги, страха можно «прокричать», «прорисовать», «просмеяться», а лучше «протанцевать». (В свидетели возьмите подушку, лист бумаги или ковер на полу).Никогда не думайте о себе и своих способностях плохо. «Глупый», «неспособный» – это не про вас! Сосредоточьтесь на более важном – разобраться в схемах, признаках, причинах, формулах, датах и т.д. и запомнить самое-самое основное. И вперед!

УДАЧИ ВАМ!